autoscience.ru - Введение в специальность
Пятница, 31.03.2023, 08:21
Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
Ресурсы

Канал YOUTUBE autoscienceAiD

Профиль Google+ Autoscience

Группа Вконтакте Autoscience

Материалы к дисциплине
"Введение в специальность"
 
 
Презентация по теме: "Классификация транспортных средств"

Классификация
В автомобильной промышленности классификации транспортных средств (ТС) относятся к так называемым вспомогательным искусственным классификациям, в которых используются несущественные признаки объектов. Они обычно имеют своей целью ранжирование ТС в соответствии с потребительскими свойствами или предъявление к ним дифференцированных по каким-либо параметрам технических требований.
 В настоящее время существуют международные и национальные системы классификаций. Международные организации, занимающиеся созданием нормативных документов и контролем их выполнения, классифицируют автомобильные ТС (АТС) на категории в соответствии с назначением и предъявляемыми к ним техническими требованиями.
Анализ существующих тенденций развития систем классификации АТС позволил сформулировать основные требования к ним:
1. Система классификации должна охватывать все многообразие конструкций АТС, причем не только отечественных (не должно быть АТС, которые бы не вписывались в принятую систему классификации).
2. Классификационные признаки разных по назначению АТС могут различаться.
3. Крайние значения диапазонов изменения классификационных параметров, характеризующих разные классы АТС, должны быть выбраны таким образом, чтобы принадлежность к тому или иному классу отражала заметное изменение потребительских свойств.
4. Ширина диапазонов изменения классификационных параметров, относящихся к разным классам АТС, должна выбираться такой, чтобы распределение известных конструкций по классам было в определенной степени равномерным (чтобы не случилось так, что для половины классов можно найти только по одному представителю).
5. Система классификации должна быть доступна для понимания не только специалистам, для чего число классов не должно быть слишком велико, а их обозначения должны подчиняться общей идеологии.
В Российской Федерации с 2004 г. действует ГОСТ Р 52051 - 2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения», разработанный Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ), в соответствии с которым механические ТС и прицепы (полуприцепы) классифицированы по категориям. В ГОСТ Р 52051 - 2003 также даны определения типов кузовов легковых автомобилей (категория М1).
Однако при всей универсальности в этом стандарте фактически не представлены классификации ни легковых автомобилей (сведены в одну категорию М1), ни автобусов (сведены в две категории М2 и М3), ни грузовых автомобилей (сведены в три категории N1, N2 и N3).
В настоящее время в странах ЕС легковые автомобили принято подразделять не только по габаритным размерам, но и на классы, например, автомобили с кузовами «купе» и «кабриолет», минивэны, внедорожные автомобили и т.д.
Автобусы подразделяются по назначению и габаритной длине. 
Классификация грузовых автомобилей по полной массе является наиболее универсальной, но не дает представления об их назначении, разновидностях и характере использования. В связи с этим они подразделяются на подвижной состав общего назначения (автомобили с бортовыми платформами, пикапы и седельные тягачи), специализированный (для перевозки грузов определенных видов) и специальный.
Категории транспортных средств
Категория L – механические ТС, имеющие менее 4-х колес и квадрициклы:
L1 – двухколесные мопеды;
L2 – трехколесные мопеды
Мопеды – двух- или трехколесные ТС, максимальная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
- рабочим объемом двигателей, не превышающим 50 см3 – в случае установки ДВС с принудительным зажиганием;
- максимальной мощностью двигателей, не превышающей 4 кВт – в случае установки ДВС других типов или электродвигателей.
L3 – мотоциклы– двухколесные ТС, рабочий объем двигателей которых превышает 50 см3 и (или) максимальная скорость (при любом двигателе) 
L4 – мотоциклы с коляской – трехколесные ТС с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателей которых превышает 50 см3 и (или) максимальная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
L5 – трициклы – трехколесные ТС с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателей которых превышает 50 см3 и (или) максимальная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
L6 – легкие квадрициклы.
L7 – квадрициклы (ATV – All Terrain Vehicle).
Квадрициклы – четырехколесные ТС, снаряженная масса которых не превышает 400 кг (550 кг для ТС, предназначенных для перевозки грузов; 350 кг – для легких квадрициклов) без учета массы АБ (в случае электрических ТС), и максимальная мощность двигателей которых не превышает 15 кВт  (4 кВт – для легких квадрициклов). При этом для легких квадрициклов максимальная скорость ограничена – не более 50км/ч.
Категория М – механические ТС, имеющие не менее 4-х колес и используемые для перевозки пассажиров:
М1 – механические ТС, имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя;
М2 – механические ТС, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя, и полную массу до 5,0 т;
М3 – то же, имеющие полную массу более 5,0 т.
При этом ТС категорий М2 и М3 должны относиться к одному или более из трех классов (I, II, III) по ГОСТ Р 41.36 - 99 и ГОСТ Р 41.107 - 2004, а также к одному из двух классов (А, В) по ГОСТ Р 41.52 – 2001, 
Категория N – механические ТС, имеющие не менее 4-х колес и предназначенные для перевозки грузов:
N1 – механические ТС полной массой не более 3,5 т;
N2 – механические ТС полной массой свыше 3,5 т, но не более 12,0 т;
N3 – механические ТС полной массой более 12,0 т.
Категория О – прицепы (включая полуприцепы):
О1 – прицепы, полная масса которых не более 0,75 т;
О2 – прицепы, полная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т;
О3 – прицепы, полная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10.0 т;
О4 – прицепы, полная масса которых более 10,0 т.
Максимальной массой, которая принимается в расчет при классификации полуприцепов и прицепов с центральными осями, является масса, соответствующая статической вертикальной нагрузке, передаваемой на опорную поверхность полуприцепом или прицепом, несущими максимальную нагрузку, при наличии соединения с буксирующим ТС.
Прицепы (полуприцепы) категорий О2 – О4 относят к одному из следующих трех типов:
Прицеп с центральной осью – буксируемое ТС, с буксирным устройством, которое не может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу), и ось (оси) которого расположена вблизи центра масс ТС (при равномерной нагрузке) так, что на буксирующее ТС передается только незначительная статическая вертикальная нагрузка, не превышающая либо 10 % величины, равной максимальной массе прицепа, либо 10 кН (в зависимости от того, какая из этих величин меньше).
Полный прицеп – буксируемое ТС, имеющее не менее 2-х осей с буксирным устройством, которое может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу) и служит для поворота передней оси (осей), но не передает какой-либо значительной статической нагрузки на буксирующее ТС. Одна ось или более могут иметь привод от буксирующего ТС.
Полуприцеп – буксируемое ТС, ось (оси) которого расположена позади центра масс ТС (при равномерной нагрузке) и которое оборудовано сцепным устройством, позволяющим передавать горизонтальную и вертикальную нагрузки на буксирующее ТС. Одна ось или более могут иметь привод от буксирующего ТС.
ТС специального назначения. К ТС специального назначения относятся ТС категорий M, N и O, предназначенные для пассажирских и грузовых перевозок, связанных с выполнением специальных функций, для которых требуется наличие специального кузова и (или) специального оборудования:
Автомобиль-дом – ТС специального назначения категории М1, сконструированное таким образом, что включает жилой отсек со спальными местами, кухонным оборудованием и оборудованием и приспособлениями для хранения имущества.
Бронированное ТС – ТС, оснащенное пуленепробиваемой броневой обшивкой, предназначенной для защиты перевозимых пассажиров и (или) грузов.
ТС медицинской помощи – АТС категории М, предназначенное для перевозки больных или раненых и оснащенное специальным оборудованием.
Автомобиль для ритуальных услуг (катафалк) – АТС, предназначенное для перевозки умерших и оснащенное специальным оборудованием.
ТС специального назначения имеют комбинированное обозначение, например, М2С.
Категория Т – сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы.
Сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы – механические ТС на колёсном (имеющие не менее двух осей) или гусеничном ходу.
Категория G – ТС повышенной проходимости.
К ТС повышенной проходимости относятся ТС категорий М и N, удовлетворяющие требованиям.
ТС повышенной проходимости имеют комбинированное обозначение, например, М1G, N3G.

Определения и обозначения типов кузовов транспортных средств категории М1
ГОСТ Р 52051-2003 установил следующие типы и определения кузовов ТС категории М1:
Седан (USA – Sedan, GB – Saloon, D – Limousine, F – Berline, I – Berlina) –   закрытый кузов с центральной стойкой между боковыми окнами или без нее, с жесткой несъемной крышей, часть которой при этом может открываться. Размещение сидений – не менее четырех мест для сидения не менее чем в двух рядах. Двери – две или четыре боковые, допускается также задняя дверь. Окна – не менее четырех боковых.
Разновидности кузовов типа «Седан»:
Фастбэк (Fastback, D – Fliessheck) – двухобъемный кузов с плавно спускающейся назад крышей.
Лифтбэк (Liftback – дословно, «поднимающаяся задняя часть») – двухобъемный кузов, в котором крышка багажника объединена с задним стеклом и открывается вместе с ним, образуя заднюю дверь.
Лимузин (Limousine) – кузов, имеющий за первым рядом сидений перегородку с открывающимся окном.
 Брогам (Brougham, USA – Town car, F –  Coupe de Ville) – кузов с открывающейся частью крыши над передним рядом сидений. 
Ландо (F – Landoulet) – кузов с открывающейся частью крыши над задними рядами сидений.
Седан–Хардтоп (Sedan–Hardtop) – кузов без средних боковых стоек.
Хэтчбэк (Hatchback – от hatch – люк и back – сзади), D - Heckklappenlimousine) – кузов типа «седан» с открывающейся вверх задней дверью.
Универсал (USA -  Station wagon, GB – Estate car, D - combi, F - Break, I - Giardinera) – закрытый кузов. Форма задней части кузова обеспечивает увеличенный внутренний объем. Крыша – жесткая, несъемная (часть ее при этом может открываться). Размещение сидений – не менее четырех мест для сидения не менее чем в двух рядах. Один или более рядов сидений могут иметь откидывающиеся вперед спинки или выполняться съемными, образуя грузовую платформу. Двери – две или четыре боковые и задняя. Окна – не менее четырех боковых.
Купе (Coupe, I – Gran turismo) – закрытый кузов с ограниченным, как правило, объемом задней части. Крыша – жесткая, несъемная (часть ее при этом может открываться). Размещение сидений – не менее двух мест для сидения в одном или более рядах. Двери – две боковые, допускается задняя. Окна – два или более боковых.
Разновидность кузовов типа «Купе»:
Тарга (Targa) – двухместный кузов с дугой безопасности, расположенной непосредственно за спинками сидений, и съемной средней частью крыши или с панорамной стеклянной крышей.
Кабриолет (Cabriolet) – кузов со съемной или убирающейся крышей. Крыша – мягкая или жесткая, устанавливаемая не менее чем в двух положениях: в одном – закрывает кузов, в другом – отводится (откидывается) назад. Размещение сидений – не менее двух мест для сидения в одном или более рядах. Двери – две или четыре боковые. Окна – два или более боковых.
Разновидности кузовов типа «Кабриолет»:
Купе-кабриолет (Coupe-сabriolet, Convertible) – кузов со складывающейся жесткой крышей и опускающимися стеклами боковых окон.
Родстер (Roadster) – двухместный кузов с мягкой складывающейся крышей.
Родстер-купе (Roadster-сoupe) – двухместный кузов со складывающейся жесткой крышей и опускающимися стеклами боковых окон.
Спайдер (Spider) – двухместный кузов с мягкой складывающейся крышей или без нее.
Фаэтон (Phaeton) – кузов с мягкой складывающейся крышей и съемными боковыми окнами (рамками стекол).
Многоцелевое ТС – механическое ТС иное, чем ТС с кузовами седан, хэтчбек и универсал, предназначенное для перевозки пассажиров и их багажа или грузов в одном отделении.
  ТС не считают относящимся к категории М1, если оно одновременно соответствует следующим требованиям:
- число штатных мест для сидения, помимо места водителя, не превышает шести;
- выполняется условие: Р – (М+N•68) > N•68,
где Р – полная масса ТС, кг; М – масса снаряженного ТС, кг; N – число мест для сидения, помимо места водителя.
ТС специального назначения категории М1: 
- автомобиль – дом; - бронированное ТС;
- ТС медицинской помощи;
- автомобиль для ритуальных услуг (катафалк).

Классификация легковых автомобилей
Универсальной классификации легковых автомобилей в настоящее время не существует. В странах ЕС в основу классификации легковых автомобилей положены габаритные размеры. Причем, классифицируют автомобили по «низшей» модификации – трех- или пятидверному хэтчбеку (если такая модификация имеется).
Классификация минивэнов
Минивэны за редким исключением, переднеприводные автомобили. Они подразделяются по габаритным размерам на микровэны, компактные, среднеразмерные и полноразмерные вэны. Среднеразмерные и полноразмерные вэны в настоящее время называют также MPV (многофункциональные пассажирские транспортные средства).
Микровэны) – 4-местные автомобили, длина которых не превышает 3800 мм (LБ < 2400 мм).
Компактные вэны – 5-местные автомобили (3800 ≤ L ≤ 4300 мм;  2450 ≤ LБ <     2730 мм; 1700 ≤ В ≤ 1800 мм).
Среднеразмерные вэны – 5…7-местные автомобили с достаточно широкими салонами (4300 ≤ L ≤ 4600 мм; 2660 ≤ LБ < 2800 мм; 1700 ≤ В ≤ 1830 мм).
Среди компактных и среднеразмерных вэнов необходимо выделить группу капотных минивэнов – пассажирских модификаций автомобилей-фургонов с высокой крышей (габаритная высота – 1800…1850 мм), имеющих широкие возможности по трансформации салонов и значительный объем багажных отделений (2700… 3500 дм3).
Полноразмерные вэны – 6…8 местные автомобили с широкими салонами (L > 4600 мм; LБ > 2800 мм; 1800 ≤ В ≤ 1997 мм) и большими багажными отделениями при складывании сидений, предусмотренных конструкцией (2100…4550 дм3).
Классификация внедорожных автомобилей
Сектор внедорожных автомобилей включает автомобили различных классов и типов, объединенных только названием. Специалисты условно подразделяют эти автомобили на классические (настоящие) внедорожники или SUV (Sport Utility Vehicle – 4x4) и так называемые «кроссоверы» («паркетные» внедорожники или CUV – Crossover Utility Vehicle).
Классические внедорожники, как правило, имеют рамную конструкцию, неразрезные ведущие мосты и зависимую подвеску, большой дорожный просвет.
Их отличает, в первую очередь, повышенная проходимость, для чего предусмотрены понижающая передача в раздаточной коробке, блокировки дифференциалов, шины с рисунком протектора повышенной проходимости, установка лебедки. Эти автомобили подразделяются на три класса:
- компактные (легкие) (L ≤ 4450 мм; LБ < 2600 мм; число мест в салоне –  4…5). За некоторым исключением, это трехдверные короткобазные автомобили;
- среднеразмерные (4450 < L < 4750 мм;  2600 ≤ LБ ≤ 2850 мм; число мест в салоне, как правило, не более 5). Это пятидверные автомобили, имеющие дорожный просвет на уровне 195…210 мм;
- полноразмерные (тяжелые) (L ≥ 4750 мм; LБ > 2750 мм; число мест в салоне – от 6 до 9). Это также пятидверные автомобили. Лучшие из них имеют независимые пневматические подвески, позволяющие регулировать дорожный просвет в достаточно широких пределах. Максимальный объем их багажных отделений при складывании всех сидений, предусмотренных конструкцией, составляет от 1733 до 3084 дм3.
Классификация кроссоверов
Кроссоверы имеют пятидверный несущий кузов, независимую подвеску колес, относительно небольшой дорожный просвет (185…205 мм) и, как правило, передние ведущие колеса. Колеса задних осей подключаются через электромагнитные или многодисковые фрикционные муфты с электронным управлением автоматически при пробуксовке передних колес или принудительно (кнопкой), реже, через вискомуфты, замыкающиеся при нагревании рабочей жидкости в их корпусах и повышении ее вязкости (принудительно колеса подключены быть не могут).
 Межколесные блокируемые дифференциалы или дифференциалы повышенного трения на кроссоверах встречаются редко. На них, как правило, имеется только электронная система имитации блокировок межколесных дифференциалов (при наличии антиблокировочной системы (АВS) и системы динамической стабилизации (ЕSР), которая автоматически подтормаживает забегающие (пробуксовывающие) колеса и перебрасывает часть момента к отстающим (застрявшим).
Кроссоверы подразделяются на два класса:
- компактные и среднеразмерные (L < 4750 мм; LБ ≤ 2825 мм; число мест в салоне – 5…7);
- полноразмерные (L > 4750 мм; LБ ≥ 2750 мм; число мест в салоне – до 8; максимальный объем багажных отделений при складывании всех сидений, предусмотренных конструкцией, – 1671…3313 дм3);
В отдельную группу выделяются городские кроссоверы (СAV – Crossover Activity Vehicle) и универсалы повышенной проходимости, имеющие ограниченный дорожный просвет (не более 180 мм) и низкий уровень проходимости. 
Классификация легковых автомобилей с кузовами «купе», «купе-кабриолет» и «кабриолет»
За основу при классификации четырехместных легковых автомобилей с кузовами «купе», «купе-кабриолет» и «кабриолет» принята европейская классификация по габаритным размерам, которой, за редким исключением, эти автомобили отвечают. Они, как правило, разработаны в составе унифицированных модельных рядов и имеют одинаковую базу, но различные кузова (седан, хэтчбек, универсал, купе, кабриолет).
В то же время автомобили, имеющие посадочную формулу салона – 2 (купе, родстеры, спайдеры) или 2+2 (купе, купе-кабриолеты, кабриолеты), как правило, в европейской классификации не позиционируются. Они разработаны вне модельных рядов (по проектам, в которых отражаются вполне определенные их потребительские свойства и технические характеристики), имеют относительно небольшие габаритные размеры и базы. Особенностью их разработок является то, что купе являются базовыми моделями практически всех кабриолетов, родстеров и спайдеров.
Кроме того, если руководствоваться европейской классификацией, то все эти автомобили попадают в классы В и С.
В связи с изложенным, представляется целесообразным подразделять легковые автомобили с кузовами «купе», «купе-кабриолет» и «кабриолет» на два подкласса:
- автомобили для экстремальной езды – суперкары и спорткары);
- автомобили для активного отдыха и туризма, которые, в свою очередь, по конструкции и уровню технических характеристик целесообразно разделить на переднеприводные и задне- и полноприводные.
Суперкары и спорткары (выпускается более 30 моделей) – это заднеприводные или полноприводные («классической», средне- или заднемоторной компоновок) автомобили, имеющие бензиновые двигатели мощностью от 200 до 476 кВт (272...647 л.с.). Как правило, они выпускаются в одной комплектации с наиболее мощным двигателем и механической (или механической с автоматическим сцеплением) или автоматической коробками передач. Величины их удельной мощности (отношение максимальной мощности двигателя к полной массе автомобиля) и максимальной скорости самые высокие среди всех выпускаемых автомобилей и составляют 110...257 кВт/т (150...350 л.с./т) и 250...340 км/ч, соответственно.
Переднеприводные автомобили для активного отдыха и туризма по уровню технических характеристик существенно уступают всем другим автомобилям этого класса, хотя и имеют высокие для легковых автомобилей технические характеристики. Они могут комплектоваться различными двигателями (от двух до четырех) и механическими или автоматическими коробками передач. Их удельная мощность не превышает 93 кВт/т (126 л.с./т).
Задне- и полноприводные автомобили для активного отдыха и туризма по уровню технических характеристик занимают промежуточное место между спорткарами и переднеприводными автомобилями. Они выпускаются в комплектациях с различными двигателями (от одного до четырех) и механическими или автоматическими коробками передач. Величины их удельной мощности и максимальной скорости составляют 86...143 кВт/т (118...195 л.с./т) и 215...289 км/ч, соответственно.