Суббота, 16.02.2019, 03:29
Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
Ресурсы

Канал YOUTUBE autoscienceAiD

Профиль Google+ Autoscience

Группа Вконтакте Autoscience

Главная » 2018 » Февраль » 16 » Заповедник "Луноходов"
01:21
Заповедник "Луноходов"

Начиная с середины нулевых годов нынешнего столетия во многих городах начал остро вставать вопрос общественного транспорта. У муниципальных предприятий не было средств на обновление подвижного состава автобусных парков. Старые ЛиАЗы-677 списывались, на новые автобусы не хватало средств, начинали выкручиваться "еврохламом"- старыми Б/У Мерседесами и МАНами из Европы. Кто-то пытался вывезти ситуацию на более маленьких ПАЗиках. Многие города сдались и отдали пальму первенства частникам, которые быстро завладевали маршрутными сетями городов, пересаживая людей на газельки и прочие микроавтобусы. Арзамаса же эта  участь не постигла.

Арзамас. 2017 год. Автостанция неподалеку от центральной площади города

Шли годы, а ЛиАЗ-677 стал вымирающим видом, занесенным в красную книгу. В регионах они уже давно активно списывались. В 2011 году списана последняя машина в Московской области, в 2013 году полностью истреблены "луноходы" в Самаре, в 2015 списан весь автопарк 677х в Ижевске. Тогда то Арзамасский заповедник и стал выделяться среди массы других городов. Это единственный город в мире, в котором массово применяют в пассажирских перевозках автобусы ЛиАЗ-677. В местном инвентаре 25 единиц разных годов постройки.

Арзамас. Соборная площадь-самый центр города

Встает закономерный вопрос, как же эти машины дожили до наших дней?
Во-первых, в своё время автобусный парк Арзамаса целенаправленно закупал подержанные 677е с предприятий соседних регионов. Например, много машин пришло из Татарстана, где о том, что такое ЛиАЗ-677, давным-давно забыли.

Во-вторых, задержаться на этом свете ЛиАЗам активно помогал Борский авторемонтный завод. Это предприятие с советских лет обслуживало нужды объединения "Нижегородпассажиравтотранс", от которого на сегодня осталось лишь три гаража в областном центре, а в прошлом — это была целая сеть АТП по всей Горьковской области.

Помимо капитального ремонта "луноходов", Борский АРЗ выпускал их новыми: после того, как в августе 94го ЛиАЗ свернул выпуск 677х, там некоторое время продолжали производство кузовов для сборки сторонними предприятиями, как правило ремонтного профиля. Одновременно с борским заводом, производством 677х баловались Яхромский автобусный завод, Тосненский авторемонтный завод, завод "Ремтехмаш" в Орехово-Зуево, НТЦ "Мострансавто" в Дмитрове, и многие, многие другие, вплоть до автобусных парков разных городов "на местах".

Интересно, что некоторые предприятия сравнительно недавно были готовы построить едва ли не новую машину "под документы" старой, сохраняя определённые резервы комплектующих

В-третьих, для грамотного водителя советский бензиновый автобус — это практически собственная нефтяная вышка, неиссякаемый источник дармового 92го бензина, который так полезен в быту. Поэтому, а также в силу простоты конструкции и самостоятельного ремонта, многие "хозяева" держатся за советских динозавров до победного.

Маршруток, как и частных перевозчиков по городу, в Арзамасе принципиально нет: город сохранил за местным МУПом монополию на городские и пригородные перевозки, поэтому большой автобус в стотысячном городе продолжает держаться на плаву. С другой стороны, предприятие скорее не живёт, а выживает — тут уж не до жиру…

С каждым новым поступлением техники в Арзамас (в последние годы — б/у из Москвы) для "Луноходов" настают непростые времена: машины начинают ходить "до первой поломки", и списываются до тех пор, пока не будут заменены "обновками". Да и эксплуатация таких машин год от года усложняется, и не все вопросы решаются разборкой доноров. Ещё три года назад 677х в городе было полсотни, сейчас же — вдвое меньше.

Закономерно списанные 677-е заменяются моделью-приемником ЛиАЗом-5256, который, в общем-то, был разработан в конце 70-х годов. В большинстве это Б/У из Москвы, которые выглядят порой хуже самих ветеранов советского автобусостроения. Американские моторы caterpiller меняют на старый и надежный камаз-740. Так же много машин с двигателями ямз-236. Плюс ко всему прибавилось и ПАЗиков. Но проблема в том, что ПАЗики и ЛиАЗы-5256 тоже стареют и списываются, а менять их особо нечем. Года три тому назад из Москвы пригнали четыре низкопольных ПАЗика-3237. Итог: все четыре машины уже списаны. Бедные малыши не выдержали местных дорог, а предприятие не имеет возможность их должным образом обслуживать. В итоге получается, что пол парка работает на этих самых "луноходах".

Арзамас. Пригородная автостанция

Удивляет и другое: при весьма неглянцевом внешнем виде, машины работают исключительно тихо и ровно. У многих, на холостых оборотах, ЗиЛовский 8-литровый двигатель совсем не издает шума. Слышно только шуршание ремней и звон раздолбанных крестовин кардана. Капризные львовские "автоматы", которые имеют свойство безвозвратно выходить из строя, сохранены на всех машинах. В обращении с их агрегатной частью местные транспортники достигли совершенства.

Салон одного из самых старых Арзамасских ЛиАЗов. Машина 1989 года выпуска

677е активно работают не только в черте города, но и на пригородных маршрутах по окрестным деревням. В текущих дорожных условиях — машина незаменимая: ямы их пневмоподвеска просто проглатывает. А зимой эта машина особенно выручает: и поедет в любой мороз, и уж где-где, а в бензиновых 677х с отоплением всё отлично!

В конце 2017 года над раритетами начали сгущаться тучи, после репортажа о заповеднике в передаче "Главная дорога" по НТВ, местные власти  не на шутку перепугались. Чтобы начать избавляться от этого "позорища" , местные бизнесмены скинулись и купили один новый автобус ПАЗ самой последней модели и демонстративно вручили предприятию 30 декабря 2017 года. Обещалось, что в январе придет еще 10 таких машин, с 1 января ЛиАЗы отстранят от эксплуатации, а к апрелю придет еще 30 ПАЗиков. Таким образом автобусный парк ЛиАЗов-677 будет заменен.

Арзамас-2018. Тяжкая ноша бессметрия

ЛиАЗы в 2018 год ворвались так же тихо и бесшумно, как и в предыдущие 50 лет своей эксплуатации в городе Арзамас, да еще и в полном составе. Все так же на "единичку" (самый главный маршрут города) вышло несколько машин, все таким же чередом зашуршала жизнь в городе. Новый красный ПАЗик сдох, не проработав и месяца. Стоит в ПАТП на приколе, а советские ЛиАЗики так и продолжают трудиться и по сей день.

13 февраля-2018. Соборная площадь. Самый центр города.

Этим старичкам ветеранам с каждым месяцем остается жить все меньше и меньше. Водители и слесаря пытаются поддерживать машины в рабочем состоянии. Возможно, этот 2018 год будет для них последним. С этими ЛиАЗами уйдет в этом городе и эпоха, и заповедник потеряет свою ценность. А что будет потом? Либо судьба других городов, толпа маршруток и китайских автобусиков, либо это предприятие будет докатывать последние экземпляры следующей модели-ЛиАЗ-5256.

Арзамас. 13 февраля-2018. Самый обычный набор машин на этой станции

Разговор с водителем

На ЛиАЗах тамошние водители работают всю свою жизнь и уходить с них не хотят. Работают по два человека на машину. "Машина надежная! Вот их бы сейчас таких новых-вот это было бы дело!"
На том и распрощались. А по пути домой осмысливаешь полученные эмоции. И непонятно, радоваться или горевать. Вроде и хочется, чтоб кусочек детства каждого человека как можно дольше оставался работать в этом прекрасном городе, но и в то же время понимаешь, что всему когда-то приходит конец, ЛиАЗы не вечные, их эксплуатация становится просто опасна. На том и закончу диалог. В памяти этот заповедник останется теплым воспоминанием!

Просмотров: 525 | Добавил: jr942010 | Теги: лиаз автобус арзамас | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]