Суббота, 20.01.2018, 19:51
Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Статистика



Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Мини-чат
Ресурсы

Канал YOUTUBE autoscienceAiD

Профиль Google+ Autoscience

Группа Вконтакте Autoscience

Главная » 2017 » Декабрь » 13 » Антиблокировочная система тормозов (ABS)
12:46
Антиблокировочная система тормозов (ABS)

Антиблокировочная система служит для предотвращения блокировки колес при торможении. Опасность блокировки колес состоит в том, что при резком торможении или в случае торможения на скользкой дороге, водитель может потерять управление транспортным средством из-за неконтролируемого скольжения заблокированных колес. В таких ситуациях автомобиль может либо вообще перестать «слушать руля», либо в лучшем случае увеличиться тормозной путь. Именно для предотвращения таких опасных ситуаций была создана антиблокировочная система (рис. 1).

Компоненты ABS

  1. Электронный блок управления (ЭБУ), который получает сигналы от датчиков и управляет работой клапанов;
  2. Датчики ускорения (замедления), установленные на ступицах колес автомобиля;
  3. Управляющие клапаны встроенных в магистрали тормозной системы;

Рис.1.  Типичные компоненты антиблокировочной системы автомобиля

 

Принцип работы ABS

Каждый из датчиков (рис. 2) измеряет скорость вращения того колеса на котором установлен. Полученная датчиком информация отправляется в (ЭБУ), где обрабатывается процессором и в соответствии полученного от датчика данными, посылается на клапана, которые выполняют роль – исполнительного механизма. Клапаном, в зависимости от ситуации, изменяет давление в рабочем тормозном цилиндре каждого колеса с таким расчетом, чтобы не допустить полной остановки во время движения. Этот процесс повторяется с очень высокой частотой в несколько десятков раз в течении секунды. При срабатывании ABS водитель может почувствовать заметную пульсацию тормозной педали и поэтому признаку можно определить момент срабатывания ABS.

Рис. 2. Устройство и принцип работы датчика скорости

Датчики скорости вращения колес построен на использовании эффекта Холла. Что касается задающего элемента, то здесь в конструкции используется кольцо с намагниченными секторами (мультиполюсное). Постоянно меняющее поле (от задающего кольца) привод к изменениям напряжения. Создается импульс, по которому можно рассчитать скорость вращения. Этот тип датчиков получил широкое распространение благодаря высокой точности замеров на любых скоростях.

Итоги развития ABS

Вскоре после появления компактной цифровой начинки блок управления стал компоноваться вместе с гидромодулем (рис. 3). Это снизило себестоимость системы.

Исполнительный механизм (гидромодуль) самый сложный по конструкции элемент и состоит из ряда устройств:

  • электромагнитные клапаны (впускной, выпускной)
  • аккумуляторы давления
  • электродвигатель насоса
  • амортизационная камера>

 Рис. 3. Устройство электрогидравлического блока АБС

Следующее поколение ABS 5 стало не только легче и быстрее, но и получило более совершенную механику, в том числе и блок новых по конструкции электромагнитных клапанов. Теперь антиблокировочная система позволила реализовать дополнительные функции (рис. 4):

  • EBD (Electronic Brake Distribution), программа, дозирующая силу торможения для каждого колеса по отдельности;
  • TSC (Traction Control System), программа, которая препятствует пробуксовкам колес;
  • ESP (Electronic Stability Program), программа, контролирующая поперечную динамику.

Реализация этих функции потребовала управления двигателем, так, например, когда электроника фиксирует пробуксовку или поперечные скольжения, она автоматически уменьшает подачу топлива

Рис. 4. Эволюция системы ABS, выпущенных фирмой Bosch

С развитием технологий гидромодуль терял в массе, электронный блок становился не только компактнее и быстрее, но и получал больший объем памяти, а вместе с ним и дополнительные функции.

Виды ABS

На сегодняшний день существует четыре основных типа ABS, которые отличаются количеством управляющих каналов. Каналов может быть от одного до четырех.

Одноканальная система (ABS)

Система управляет сразу всеми колесами одновременно, в такой системе предусмотрено по одному впускному и выпускному клапану, и давление жидкости изменяется сразу во всей тормозной системе. Установлен один датчик на заднем мосту и срабатывает при блокировке двух задних колес. Такая система обеспечивает довольно эффективное замедление, но только в том случае, если условия сцепления всех колёс более менее одинаковы.

Двухканальная система (ABS)

В такой системе отдельно управляются колеса каждого борта. ABS этого типа неплохо работает, так как очень часто автомобиль в экстренных ситуациях съезжает на обочину, и в момент включения ABS колеса правого и левого бортов находятся на поверхностях с различными характеристиками, поэтому для их эффективного торможения необходимо использовать разные алгоритмы ABS.

Трехканальная система ABS

В данной системе (рис. 5.) колеса задней оси управляются одним каналом, а передние колеса имеют индивидуальное управление.

Рис. 5. Схема 3-канальной антиблокировочной системы

Четырехканальная система (ABS)

Это наиболее совершенная система, в ней на каждом колесе имеется датчик и клапаны, чем достигается максимальный контроль и возможность управления каждым колесом независимо от других.

Многоканальные системы дороже и сложнее одноканальных, но имеют, большую эффективность при торможении на неоднородных покрытиях, если, например, при торможении одно или несколько колес попали на лед, мокрый участок дороги, или обочину.

Во многих современных автомобилях используется четырехканальная антиблокировочная система Bosch (рис. 6).

Рис. 6. Схема 4-канальной антиблокировочной системы:

КТЦ-1 - КТЦ-4 - колесные тормозные цилиндры; КД-1 - КД-4 - колесный датчик угловой скорости; ДР - диагностический разъем; КЛ-А - контрольная лампа АБС; КЛ-Ж - контрольная лампа минимального уровня тормозной жидкости в бачке; ДП - датчик нажатия педали тормоза; ПТ - педаль тормоза; ГТЦ - главный тормозной цилиндр; ГН - гидравлический откачивающий насос; ЭГК - электроуправляемые гидравлические клапаны модулятора; ЭБУ - электронный блок управления

 

Как правильно пользоваться ABS?

Выполнение торможения на автомобиле с ABS имеет свои особенности. Конечно, с такой системой эффективность работы тормозной системы значительно увеличивается. Главное, что при торможении автомобиль с ABS абсолютно не изменяет свое прямолинейное движение. Управляя таким автомобилем можно забыть о плавном, прерывистом торможении и постоянном контроле сцеплении колес. Наоборот, если на автомобиле есть ABS, то при экстренном торможении педаль тормоза следует нажимать сильно, прикладывая к ней полное усилие.

 

Тестирование автомобиля с ABS и без

Logan без ABS: С вывернутыми колесами, не меняя траектории, сбивал препятствие и продолжал двигаться далее. Виновник – трение скольжения в пятнах контакта, заблокированные колеса не воспринимают как надлежит боковые силы, следовательно, управлять автомобилем в этот момент невозможно.

Logan c ABS: Тормозной пусть с для данного покрытия был в среднем в 1,5 раза короче, чем у Logan, не оборудованного антиблокировочной системой. В прерывистом торможении с кратковременными блокировками система успевает за секунду затормозить-растормозить каждое из колес 15 раз. Пока колесо доли секунды катится, у вас есть возможность задавать направление (в этот момент в пятнах контакта трение покоя). Вдобавок, ABS дозирует тормозное усилие на каждое из колес по отдельности, предотвращая занос.

 

Источники

http://rosautopark.ru/page/1486

https://ru.wikipedia.org

https://auto.mail.ru/article/41866-kak_uctroena_i_rabotaet_abs/

Просмотров: 92 | Добавил: alekseimityuxin | Теги: безопасность, АБС, тормозное управление, датчики, abs, торможение | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]